ONLINE-консультант
icq: 675246741

К святым источникам

Участники турмаршрута посетят выставку в Музее истории Бурятии,  далее состоится автобусная экскурсия по святым источникам: Арюун-Булаг, Ута-Булаг, источник Итигэлова.  В 60 км. от города на источниках присутствующие узнают их историю и лечебные свойства. По дороге ведется путевая  экскурсия.

Также в программе туристического маршрута посещение знаменитого кафе «Оронгойские буузы».

Программа туристического маршрута «К святым источникам»

Национальный музей РБ – Источник Ута-Булаг – Источник Итигэлова

 

Место отправления: г. Улан-Удэ, ул. Профсоюзная 29, Музей истории Бурятии

Пункт назначения: Источник Итигэлова «Улзыта аршан» (с. Оронгой)

 

Продолжительность маршрута: 4 ч 40 мин

Общая протяженность маршрута: 150 км (в обоих направлениях)

Стоимость маршрута (экскурсионное обслуживание):

Взрослые, иностранные граждане

группа 20 человек: 8 400 руб.

Пенсионеры:

группа 20 человек: 7 400 руб.

Инвалиды; учащиеся старше 18 лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву:

группа 20 человек: 6 500 руб.

Школьники

группа 20 человек: 5 800 руб.

 

 

№ п/п Участки перемещения по маршруту Объект показа Продолжительность Основное содержание информации
1. Музей истории Бурятии Выставка 30 мин. История Бурятии
2. Посадка в автобус 10 мин.
3. Выезд на источник Арюун-Булаг Путевая экскурсия до источника Арюун-Булаг 30 мин

.

Республика Бурятия, город Улан-Удэ. Общая информация про природный регион. Характеристика основных ландшафтов.
4. Прибытие на источник Арюун-Булаг Источник Арюун-Булаг 20 мин.

 

Основные лечебные свойства источника.
5. Выезд на источник Ута-Булаг Путевая экскурсия до источника Ута-Булаг 30 мин

 

Общая информация про Иволгинский район. Характеристика основных ландшафтов района.
6. Прибытие на источник Ута-Булаг Оздоровительный комплекс «Ута-Булаг» 20 мин

 

История возрождения источника. Его основные лечебные свойства.
7. Выезд на источник Итигэлова Путевая экскурсия до источника Итигэлова 30 мин.

 

Общая информация про природный регион. Животный и растительный мир.
8. Прибытие на источник Итигэлова Источник Итигэлова «Улзыта аршан» 20 мин.

 

Биография Пандито Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова. История происхождения источника. Его основные лечебные свойства.
9. Обед и свободное времяпрепровождение* Кафе «Оронгойские буузы» 40 мин.
10. Посадка в автобус и отправление в г. Улан-Удэ 50 мин.
Итого: 4 ч 40 мин.

 

*Обед в стоимость путевки не входит

Справки по тел.: 21-44-88

На склоне Селенги возле моста установлена скульптурная композиция «Гостеприимная Бурятия» высотой 30 метров. В оформлении использованы элементы ландшафтного дизайна байкальской гальки, цветов бело-синей цветовой гаммы, символизирующие берег и волны Байкала.

Гунну

Замечательный памятник культуры хунну Республики Бурятия – гуннское городище, расположен около р. Иволгинка, в 15 км от центра Улан-Удэ.

Эта древняя земля с III века до н.э. была заселена воинственными гуннами, которые вершили судьбы народов Центральной Азии в течение нескольких столетий до наступления новой эры. До наших дней сохранился памятник кочевой цивилизации – Гуннское городище, расположенное в 15 км от г. Улан-Удэ. Предполагают, что в свое время этот укрепленный город был Северной столицей гуннов, снабжавший кочевников оружием.

Иволгинская степь с древних времен была заселена скотоводами-кочевниками, которые оставляли после себя могильники – монументальные плиточные могилы, без которых нельзя представить себе бурятские степи бронзового века. Керексуры – курганы, окруженные круглыми или четырехугольными оградками, выложенными из камней, за которыми расположены ритуальные погребения животных – памятников тюркского времени. Группы незаметных каменных кладок над могилами поздних кочевников, примыкающие к плиточным могилам. Также интересны неолитические погребения, ритуальные насыпи. Тапхарские памятники относятся к 10-13 векам.

В эпоху бронзы в долине жили предки бурятских племен, оставившие в высокой крутой пещере «Баян Тугад» (рядом с райцентром с. Иволгинск) наскальные рисунки, изображающие солнце, луну, людей, животных и моменты охоты.

Иволгинский район

В начале 18 века в Сибири по указу русской администрации для охраны южных рубежей государства 500 семей эхирит-булагатов были переселены из Предбайкалья в долину Иволги. Они выбрали местом своих кочевий долину вдоль реки Халюты и расселились по ее берегам до Гусиного озера. Новая родина была названа «Эбилгэ», что значит «благодатная», «плодородная». По одной из версий, со временем название Эбилгэ трансформировалось в Иволгу.

Иволгинский район расположен в центральной части Республики Бурятия, на левобережье реки Селенга. На юге район граничит с Селенгинским районом, на западе – с Кабанским районом, на севере и северо-востоке – с Прибайкальским, Заиграевским районами и городом Улан-Удэ, на востоке река Селенга отделяет Иволгинский район от Тарбагатайского. Со всех сторон район окружен горными хребтами. С юга район граничит с живописными отрогами Ганзуринского кряжа, а с северной стороны подступают могучие гряды Хамар-Дабана. Район имеет богатое историко-культурное наследие, тесно связан с историей буддизма, обладает уникальным природным потенциалом, привлекателен для отдыха, организации досуга, занятия спортом, туризмом и представляет большой интерес для инвесторов. Это один из пригородных районов, подавляющее большинство жителей которого являются прямыми потомками булагатов, заселивших благодатную Иволгинскую долину более 300 лет назад.

В августе 1985 года выделен в самостоятельный район. Прежде территория Иволгинского района входила в состав Селенгинского, затем Улан-Удэнского сельского районов. В составе района 6 сельских поселений: «Иволгинское», «Гильбиринское», «Гурульбинское», «Нижнеиволгинское», «Оронгойское», «Сотниковское».

Население района насчитывает более 31,4 тысяч человек, из них 46,2% составляют русские, 52,3% – буряты и 1,5% – другие национальности. В районе 29 населенных пунктов, из которых самые крупные – Иволгинск (11,3 тыс. чел.), Сотниково (5,8 тыс.чел.) и Нижняя-Иволга (5,2 тыс.чел.).

Районный центр – село Иволгинск, расположен в 29 км юго-западнее от столицы республики г. Улан-Удэ. Через район проходит международная автотрасса А165 Улан-Удэ – Кяхта – Улан-Батор, федеральная автодорога М55 «Байкал», железнодорожная ветка Улан-Удэ – Наушки – Улан-Батор и Транссибирская магистраль. На границе с районом расположен аэропорт г. Улан-Удэ.

Природа

Климат долины резко-континентальный, сухой. Почвы плодородные, сформированы на богатых лессовых отложениях хребта Хамар-Дабан. В лесах растут кедр, сосна, лиственница, ель, береза, осина. Леса богаты ягодными кустарниками (брусника, смородина, черника, голубика, шикша), лекарственными растениями (бадан, пион марьин корень, боярышник, горечавка и др.); обитает много пушных и копытных зверей. В животном мире долин и хребтов Сибири выделяются не только таежные звери, но и редкие, находящиеся на границах своих ареалов, представители фауны – манул, тарбаган и др.

С целью сохранения и воспроизводства уникальных комплексов природы организованы Гурульбинский и Кокоринский заказники.

Гурульбинский заказник – комплексный, на его территории обитают изюбр, косуля, кабан, медведь, соболь, белка, глухарь.

Кокоринский заказник – видовой, представляет место обитания серой цапли. На его территории находится памятник природы – заболоченный массив лиственничной рощи, расположение которого в степном ландшафте является природным феноменом. Здесь ежегодно гнездятся более 100 цапель. Эти места считаются священными у местных жителей.

Район представляет большой интерес не только для туристов и паломников, но и для ученых, в частности, археологов, этнографов и историков, как земля, богатая замечательными памятниками культуры и уникальными комплексами природы. Творения природы и человека являются гордостью не только иволгинцев, всей Бурятии, но и России, имеют мировое значение.

Одной из достопримечательностей района является «Обоо Чингисхана», как называют местные жители. Находится на одной из вершин Хамар-Дабана в верховьях реки Оронгой. Полагают, что Обоо (искусственно сложенные нагромождения из крупных камней высотой 17 метров) сложили по приказу самого Чингисхана в честь предков его матери Бургэ-чино.

На берегу Карасиного озера расположен детский оздоровительный центр – муниципальный лагерь «Черемушки». Здесь ежегодно отдыхают, набираются сил и здоровья до 450 детей по линии районного управления образования и Центра социальной поддержки населения по Иволгинскому району.

Эта земля взрастила немало талантливых сыновей, которые воспели малую родину в своих литературных трудах: стихах, поэмах, драмах. Такие имена, как Намжил Балдано, драматург и общественный деятель, Бабасан Абидуев, поэт, основатель бурятской детской литературы, Алексей Бадаев, член Союза писателей Российской Федерации, народный поэт Республики Бурятия, поэт Константин Брянский, гордость музыкального искусства, композитор – Анатолий Андреев, артист балета – Юрий Муруев, скульптор – Эрдэни Цыденов, художник Доржи Пурбуев, Санжи-Цыбик Цыбиков, скульптор, живописец Доржи Линхобоев, композиторы – Гур Дашипылов, актриса бурятской драмы Сэсэг Шарапова, заслуженный артист РБ Жаргал Бадмацыренов и др. Известны каждому в республике и за ее пределами солистка оперы Сурена Дашицыренова, популярный певец Зоригто Тогочиев.

Источник «Арюун-Булаг»

Один из наиболее близко расположенных к городу Улан-Удэ источник «Арюун-Булаг», расположен в 20 км от города, недалеко от сел Нижняя Иволга и Хубисхал, у подножия горы Баян-Улан. История этого источника связана с именем основателя Иволгинского дацана Лубсан-Нимой Дармаевым, первым после войны Хамбо-ламой. Баян-Улан – единственное обоо, молебны на котором совершают Хамбо-ламы, в том числе и Дамба Аюшеев. Поэтому его еще называют Хамбын обоо. Есть поверье, что хозяин этой горы очень могущественный, и его покровительство простирается на всю территорию Бурятии, вплоть до Монголии. «Возле каждого священного места обязательно должен быть источник с чудодейственной силой, – был убежден Дамба Аюшеев. – Такой источник должен быть и возле Баян-Улана. Ищите!»

Выход источника был обнаружен в 2008 году. Вскоре на этом месте методом народной стройки были возведены сруб колодца и деревянная юрта для совершения обрядов поклонения Лусад – хозяевам воды. В будущем на этом месте планируется возведение субургана и культурного центра под эгидой Иволгинского дацана.

Минерализация воды составляет в среднем 0,5 г/дм3. Тип воды – гидрокарбонатная кальциевая. Вода питьевая, соответствует санитарным нормам.

Иволгинская сопка

Относится к памятникам природы РБ, имеющая колоритный абрис. В ее окрестностях снимались известные художественные фильмы «Песня табунщика» и «Золотой дом». У ее подножия некогда была пещера Байкала, в которой жили древние люди. Об Иволгинской сопке Баян-Тогод сложено много преданий и легенд, она является священной для местных жителей, здесь устраиваются молебны и жертвоприношения.

 

Иволгинский Дацан

У подножия Хамар-Дабана, на степных просторах, в тихом урочище, в 30 километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской Традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан. В солнечную погоду ярко сверкают позолоченные храмы, издали встречая паломников и гостей. Это уникальное сооружение возведено руками местных, прежде всего оронгойских мастеров.

Район известен как центр буддизма в России. Здесь расположен Иволгинский дацан «Хамбын сумэ» – главный храм Буддийской Традиционной Сангхи России. В 1991 году в районе основана духовная академия – Буддийский университет «Даши Чойнхорлин», где обучают лам – лекарей, астрологов, предсказателей по традиции буддийской школы Гелукпа.

Ныне Иволгинский дацан стал известен по всему миру благодаря феномену нетленного тела Хамбо Ламы Итигэлова, ставшего мировой сенсацией. Говорят, что даром исцелять обладает и нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова, которому можно поклониться в Иволгинском дацане.

В 1852 году в 15 лет Итигэлов ушел в Аннинский дацан, 20 лет постигал учения Будды. Став ламой и настоятелем Янгажинского дацана, прославился как основатель буддийских храмов, выдающийся просветитель, лекарь. В 1911 г. был избран из 11 претендентов XII Пандито Хамбо-ламой. Во время Первой мировой войны организовал сбор средств, одежды, продуктов и медикаментов для фронта. Оборудовал прифронтовые лазареты и вместе с другими ламами-медиками, лечил раненых. В 1913 г. был в Санкт-Петербурге на праздновании 300-летия дома Романовых, провел молебен в дацане. В 1917 г. сложил полномочия и последние 10 лет провел в Янгажинском дацане. В 1927 г. начал читать заупокойную молитву о себе. Перед смертью сказал ученикам, чтобы пришли посмотреть его тело через 30 лет и пообещал вернуться через 75 лет. Считается, что он в состоянии медитации ушел в Нирвану. Эксплуатацию тела ламы проводили в 1955 и 1973 годах, эксперты убеждались в его нетленности.

10 сентября 2002 года саркофаг с Пандито Хамбо Ламой Даша-Доржо Итигэловым подняли из земли, согласно его завещанию – через 75 лет после ухода его в Нирвану. После выполнения необходимых ритуальных действий, его тело перенесли в Иволгинский дацан.

В дацане проводятся службы-хуралы, посвященные важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения – сахюусанов и другие обряды, помогающие и защищающие верующих от различных негативных сил.

Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. 196 объектов (танки, скульптура) определены как движимые памятники и находятся под охраной государства. В 1991 году при дацане создан буддийский институт «Даши Чойнхорлин», где в настоящее время обучаются около 100 хувараков-студентов.

Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Дацанский комплекс представлен главным храмом Согшин-дуганом, Майдрин-сумэ, Деважин, Сахюусан-сумэ. Кроме этого, на территории монастыря располагаются здания библиотеки, факультета философии Чойра, учебный корпус буддийского института «Даши Чойнхорлин», гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам.

Сегодня многие стремятся посетить Иволгинский дацан, чтобы получить благословение Пандито Хамбо Ламы Д-Д. Итигэлова, увидеть творение силы его ума и встретиться с невозможностью. В их числе известные в России люди: политики, бизнесмены, деятели культуры и искусства.

И по сей день Иволгинский дацан является центром буддизма России, притягивающим множество паломников и туристов со всех концов света.

К природным ресурсам туризма относятся: участки побережья реки Селенга, озер Карасиное и Тормо, располагающие песчаными пляжами; участки горной тайги и скальные обнажения; охотничьи угодья с различными видами животных и птиц; озера и реки с водопадами.

Иволгинский район известен своими аршанами (минеральными водами) Ута-Булаг, Ухаа-Тологой, Халюта, Уточкина падь. Наиболее исследованными и занесенными в Реестр являются три крупных минеральных источника: Уточкина падь, Халютинский и Ута-Булагский. Целительный дар источников трудно переоценить. Их животворящая сила питает свои соки из самых недр древней бурятской земли и каждый, кто побывает на нашей земле, испытает удивительные целебные свойства местных источников, обретет силу и вдохновение!

Народная мудрость гласит, что наибольшую пользу для организма человека приносят родные места, и даже травы, собранные на родине, дают больше сил, чем привезенные издалека.

Наиболее известны радоновые целебные источники Ута-Булаг. Это целый комплекс минеральных источников, расположенный в Иволгинском районе в 40 км от г. Улан-Удэ. Название родника «Ута-Булаг» в переводе с бурятского означает «ута» – «длинный», а «булаг» – «ключ», «родник». Из этого места бьет 16 ключей, каждый из которых помогает при определенных болезнях. В 1910-1930-х годах вода из этих родников шла по желобу до Янгажинского дацана. До начала 1990-х гг. здесь находился дом отдыха совхоза «Оронгойский». Знающие люди приезжают сюда отовсюду каждое лето. В 1962-1963 годах был проведен анализ воды и выявлен состав: гидрокарбонатная кальциево-магниевая вода. Минерализация 0,37 г\л. Температура 8,2°C. Радон 56-73 э, суммарный дебет 1,3 л\сек. Относится к охраняемым объектам природы бассейна озера Байкал.

Инициатором возрождения аршана стал ширетуй Дуйнхор дацана Буда-лама, который вносит неоценимый вклад в оздоровление жителей своего села и Бурятии, а также частичку лепты в наследие природы Бурятии. Методом народной стройки жители с. Оронгой возродили Ута-Булаг. Так строительство объектов аршана стало общим делом, которое смогло собрать и сплотить односельчан. Люди еще никогда не работали с таким энтузиазмом и отдачей, как за возрождение Ута-Булага. Возрождение аршана играет важную роль в духовном росте людей и их окружающих. В 90-е годы аршан медленно приходил в упадок и фактически прекратил свое существование. И вот теперь благодаря активному участию простых жителей он реконструирован и возвращен людям. На сегодняшний день комплекс минеральных источников «Ута-Булаг» включает в себя спальный корпус, ванный корпус, столовую, которые полностью отвечают современным требованиям.

Известно, что здесь отдыхали Пандидо Хамбо-лама Даши-Доржо Этигэлов вместе с Янгажинскими ламами, медитировали и заряжались доброй энергией. В этих местах он собирал лекарственные травы, занимался лечебной практикой.

Лечебные свойства источников Ута-Булага (аршанов):

  1. болезни желчного пузыря (гепатит, пожелтение кожи);
  2. кишечные болезни (расстройство, боли вздутие);
  3. глазные болезни (слезоточивость, воспаление, нагноение, катаракта)- мыть глаза;
  4. легочные болезни (сухой, мокрый кашель);
  5. желудочно-кишечные болезни, язвы (застарелая болезнь, вздутие толстой кишки, тонкой кишки);
  6. болезни почек (заболевание мочеполовых органов и лимфоузлов, воспаление мочеполовых путей);
  7. женские болезни (воспаление половых органов, мочевого пузыря);
  8. болезни суставов (послетравматические болезни суставов конечностей, долгозаживающие раны, травмы позвоночника);
  9. болезни кожи (лишаи, сухая и мокнущая экзема, сыпи);
  10. болезни мочеполовых органов (венерическое заболевание (гонорея), воспаление, боли в области таза);
  11. болезни сердца (колющие и сжимающие боли, одышка);
  12. болезни горла (ангина, отеки горла — предраковое, астма);
  13. желудочно-кишечные болезни (12 перстной кишки, желудка, толстой кишки и их язвы);
  14. болезни печени (увлечение, цирроз, предраковое состояние);
  15. болезни толстой кишки (геморрой, раны, острицы);
  16. «Шара Тухэм». Ороговение подошвы ног, судорога сухожилий;
  17. « Обоогой булаг» источник: лишаи, сухая и мокнущая экзема, чесотка, угри.

Определено:

  1. источники 3, 6, 7, 8, 9, 10 не пригодны для питья. (Отрицательно влияет на желудок)
  2. источники 6, 7, 8, 9, 10 используются для ванн.
  3. вода из источников 1, 2, 4, 5, 12а, 12б, 13-16 пригодна для питья.

Перечень источников составлен, и свойства их описаны без изменения содержания перевода со старомонгольского языка – описания многовекового опыта, собранные ламами (священнослужителями) Янгажинского дацана в 16 веке.

Источник Итигэлова

В местности Оронгой во время строительства буддийской ступы был обнаружен источник, который был назван в честь Хамбо-ламы Итигэлова. Так он был назван в связи с тем, что по данным историков это место является родиной Хамбо-ламы. Вода из источника богата содержанием серебра, это прекрасное средство для лечения и профилактики сахарного диабета, обладает омолаживающим эффектом, повышает общий жизненный тонус, лечит многие кожные заболевания и аллергические реакции, заживляет раны. А самое интересное заключается в том, что вокруг нет ни одного колодца с пресной водой.

Специалисты «Бурятгеомониторинга» по инициативе Института хамбо-ламы Итигэлова провели исследование состава воды из источника хамбо-ламы Итигэлова «Аршан улзыта». Руководил исследованиями известный бурятский гидрогеолог Андрей Афанасьев. Результаты исследований носят сенсационный характер – вода отличается аномально высоким содержанием серебра. Очевидно, именно такой химический состав и структура является причиной целительной свойств воды, позволяющей излечивать целый букет не излечимых болезней.

Колодец находится на месте рождения великого ламы около с. Оронгой Иволгинского района и вместе с домом Итигэлова, буддийской ступой составляет музейный комплекс, видный со стороны федеральной трассы Улан-Удэ – Кяхта.

Интересен тот факт, что вся нижнеоронгойская артезианская система непригодна для питья в связи с большим содержанием фтора. А аршан Итигэлова, будучи пресным, расположен в центре этой впадины и со всех сторон окружен солеными водами близлежащих солончаков и Белого озера. При этом чудесная вода имеет нормальный химический состав, структуру и радиационный фон. Теперь специалисты берут пробу воды один раз каждые три месяца. Хамбо-лама Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшев обеспокоен забором воды и назначил двух лам ответственными за источник. Теперь они отпускают не более 10 литров воды в одни руки. Они не только следят за порядком и чистотой вокруг колодца, но совершают молебны и ритуалы.

При этом у воды не только целебные свойства: она «чувствует» людей на расстоянии. Смотрительница комплекса заметила, что после того как к источнику подходили пьяные люди, вода на время исчезала.

Колодец был обнаружен 28 июля 2005 года в ходе поисков место рождения ламы, инициированных хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым. После проведения специального обряда одна из местных жительниц нашла небольшой провал в земле, под которым во время дальнейших раскопов был обнаружен деревянный сруб, а на глубине двух с половиной метров – вода. Вокруг колодца в кратчайшие сроки был построен музейный комплекс, планируется построить дуган и другие сооружения. Сам колодец получил название «Аршаан Улзыта» («аршан, дающий благо») и действительно со временем местные жители заметили его чудесные свойства. В частности, есть свидетельства рассасывания опухолей, рубцевания язв, излечения сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. При этом вода обладает эффектом привыкания: даже излечившись от недугов, люди продолжают пить воду, которую набирают канистрами. В результате к аршану проявил интерес посетивший Бурятию известный ученый Александр Хачатуров, открывший свойства живой воды, как воды, не содержащей информации.