ONLINE-консультант
icq: 675246741

Реставрация свадебного головного убора западной бурятки «биизга малгай» (бур.) из коллекции Национального музея Республики Бурятия как метод сохранения и трансляции музейного наследия

В связи с возросшим, в последнее время, интересом к бурятскому традиционному костюму, в данной статье было решено уделить внимание такой неотъемлемой его части как головной убор, а именно, свадебный головной убор западной бурятки биизга малгай (бур.). Ниже дано его краткое описание, состояние сохранности перед реставрацией и комплекс проведенных реставрационных мероприятий, основные этапы которых сопровождены фотографиями.

Ключевые слова: бурятский традиционный костюм, головной убор, свадебный головной убор, реставрация.

В фондах Национального музея РБ хранится уникальная коллекция национального костюма различных бурятских племен, представленная мужской и женской одеждой, повседневной и праздничной, сезонной. Комплект одежды, как правило, включает в себя нижнее белье, верхнее платье, обувь — «гутал» и головной убор.

        Бурятские национальные головные уборы имели различную форму и декор в зависимости от племенной принадлежности, социального статуса, сезонности и назначения. Так, восточные буряты (мужчины, женщины и дети) носили островерхие  шапочки c пучком красных ниспадающих шелковых нитей символизирующих солнечные лучи, а зимний вариант изготавливался на меховой подкладке с наушниками. Западные бурятки носили уборы круглой формы с невысоким околышем биизга малгай, зимой – меховые  бортого малгай, летом повязывали платки. Все эти виды головных уборов хранятся в фондах Национального музея и их можно увидеть на периодических и постоянных выставках этнографии.

 Национальный музей РБ имеет коллекцию шапочек типа биизга малгай. Декорированный разнообразной тесьмой такой головной убор женщины Предбайкалья  носили по праздникам, украшенный же цветами и плодами он надевался на свадьбу и, впоследствии, по торжественным случаям.

           Два таких свадебных головных убора находятся в фондах музея после реставрации, периодически выставляются и вызывают неизменный интерес у посетителей. В июле 2018 года была произведена  плановая реставрация третьего убора, сделавшая возможным его экспонирование.

Головной убор был изготовлен в конце ХIХ в. в Балаганском округе Иркутской губернии неизвестным мастером. Документальных сведений по истории его поступления в фонды музея не сохранилось.

 

       Биизга малгай имеет цилиндрическую форму, диаметр которой составляет 19 см, а высота 8,2 см. Тулья изготовлена из жесткой основы — картона. Сверху обтянута бордовым шелком европейского производства с жаккардовым цветочным узором, выполненным золотными и цветными шелковыми нитями (синими, белыми, зелеными, золотисто-коричневыми). Изнутри имеется подкладка из  розового ситца. По нижнему краю проходит окантовка из темно-зеленого сукна шириной 2,3 см. Вдоль окантовки сметочным стежком нашита, уложенная двусторонними складками, шелковая лента светло-зеленого цвета шириной 1,5 см.

         Сбоку по окружности шапочка декорирована искусственными цветами и листьями, изготовленными из шелка различной плотности, х/б и шелкового бархата. При этом лепестки вырезались по шаблонам, некоторые лепестки дополнительно тонировались. На некоторые листья и лепестки прессованием нанесены прожилки. В центре цветов расположены тычинки, изготовленные из х/б крученой нитки белого цвета, пропитанной для жесткости клеевым составом, утолщения на концах тычинок также сформированы из окрашенного в желтый цвет клея. Тычинки собраны в пучки и зафиксированы тонкой проволокой, вокруг них послойно наклеены лепестки. Цветы закреплены на головном уборе при помощи ниток.

Состояние сохранности перед реставрацией

        При поступлении в реставрацию головной убор был сильно загрязнен и деформирован. Шелк был загрязнен, имелись пятна воска, пятна экскрементов насекомых, краситель тканей обесцвечен, волокна пересушены, имелось множество сечений, разрывов, нити основы на этих участках были спутаны между собой, местами утрачены, что частично повредило рисунок ткани. Имелись поздние починки, грубые зашивки х/б нитками, стягивающие и повреждающие ткань.

Хлопчатобумажная подкладка, при этом, находилась в хорошем состоянии, наблюдались незначительное запыление, пятно овальной формы в верхней части, надпись черной тушью (старый инвентарный номер).

Через разрывы шелка стала видна основа из картона светло-зеленого цвета,  сложенного в два раза и прошитого джутовыми нитками. Со временем основа утратила свою первоначальную форму, сильно измялась. Вдоль ее верхнего края с внутренней стороны нитками закреплен деревянный обруч (деформированный) шириной 1,2 см, очевидно, для придания большей жесткости и формоустойчивости.

Искусственные цветы были сильно загрязнены, деформированы, срезы лепестков потрепаны.

Комплекс реставрационных мероприятий

Перед тем как приступить к реставрации, необходимо было понять технологию изготовления биизга малгай. Была просмотрена и тщательно изучена  коллекция аналогичных головных уборов Национального музея РБ.

Головной убор был размонтирован. В первую очередь были отсоединены цветы, пронумерованы места их крепления, места проколов на основе отмечены х/б нитками.

        Цветы были разобраны на лепестки и тычинки. Тычинки обеспылены. Лепестки очищены водным способом и просушены между листами фильтровальной бумаги.

        Наиболее разрушенные продублированы на предварительно подготовленный шелковый газ (с нанесенным на него 20%реставрационным  клеем LASCAUX 360HV) и закреплены теплым утюгом. Затем были восстановлены их первоначальная форма и размеры: по хорошо сохранившимся образцам изготовлены лекала, которые были наложены на укрепленные лепестки и вырезаны по форме. Затем лепестки послойно собраны  вокруг тычинок и укреплены нитками, сформирован цветок.

          Затем мы приступили к демонтажу и очистке основы. Были удалены ручные стежки, соединяющие верхнюю часть головного убора с боковой, сняты поздние грубые зашивки черной х/б ниткой. При  демонтаже стало видно, что вдоль боковых срезов проходит шов «вперед иголкой» длиной 0,2-0,3 см с припуском 0,5 см. Боковые срезы подкладки подогнуты и прошиты сметочным стежком длиной 0,2 см. В верхней части подкладка подогнута на 0,5 см, прошита сметочным стежком и стянута. Все эти стежки были демонтированы, что являлось необходимым условием для обеспечения эффективной очистки и укрепления.    

Детали основного материала, сукна и подкладки соединены швом «вперед иглой» длиной 0,2-0,3 см и припуском 0,3 см, швы разутюжены. При демонтаже эти швы были сохранены.

Учитывая плохую сохранность шелка, он был помещен между двумя слоями мелкоячеистого тюля и очищен в водном растворе детского мыла.  После окончательной промывки дистиллированной водой ткани высушили в расправленном виде между слоями фильтровальной бумаги.

Многочисленные повреждения ткани определили необходимость ее полного дублирования.  Места сквозных разрывов были соединены, нити основы расправлены и укреплены реставрационным швом с шагом 2 – 3 мм на аппретированный шелковый газ, тонированный в цвет анилиновыми красителями. Укрепление производилось некрученой шелковой нитью в тон, золотные нити укреплялись мононитью нейтрального цвета. В процессе укрепления расправлялись спутанные нити, восстанавливался рисунок ткани.

Также стало видно, что основа из картона имеет форму цилиндра с высотой 7,7 см и длиной окружности 59,8 см. Деревянный обруч шириной 1,4 см.

Так как старая основа пришла в негодность, было принято решение о её замене. Для этого из бескислотного картона  была вырезана новая основа, соответствующая по размеру оригиналу, затем она была слегка увлажнена, закреплена нитками  и надета на болванку до полного высыхания. Также, для устранения деформации,  был увлажнен и надет на болванку деревянный обруч.

После очистки и укрепления всех деталей мы приступили к монтажу. Вначале, на новую основу, нитками был закреплен деревянный обруч. Затем поставлен на место очищенный и укрепленный шелк c подкладкой, при этом восстановлены в оригинальной технике все ручные швы. И, в заключение, монтированы, по старым проколам, отмеченным нитками, искусственные цветы и листья.

Таким образом, реставрация имеет важное значения для сохранения уникального локального исторического наследия в музеях. В результате проведенной работы данный предмет стал доступен для научного изучения, и появилась возможность трансляции и демонстрации в экспозициях. Вместе с двумя подобными головными уборами,  хранящимися в фондах Национального музея, отреставрированный свадебный биизга малгай составляет уникальный ансамбль демонстрирующий влияние модных тенденций конца XIX – начала ХХ вв.

 

Использованные источники:

1.  Фондовые коллекции  Национального музея Республики Бурятия (МИБ ОФ – 3202).

Пиртанова Ксения Евгеньевна. Художник-реставратор по ткани ГАУК  РБ «Национальный музей Республики Бурятия»