ONLINE-консультант
icq: 675246741

История музея

Создание художественного музея в республике была одной из задач культурного строительства молодой Бурят-Монгольской республики, которая была образована в 1923 году. Романтический пафос переустройства общества, обновления жизни, вдохновленный Октябрьской революцией, ярче всего отразился в искусстве, призванном нести новые идеи в народные массы, поэтому неслучайна в эти годы активизация художественного творчества. Деятельность Бурятского ученого комитета (1922), первые художественные выставки, начиная с 1926 года, полемика в печати, показывают острую борьбу в вопросах «что» и «как» отображать в творческом процессе, поиск толерантных решений в становлении профессионального искусства.

Образование в Бурятии в 1933 году Союза художников утвердило метод социалистического реализма, как и по всей огромной стране, но и появилась проблема хранения произведений нового бурятского искусства, основанного на русской реалистической традиции. В 1940 году в столице Советского Союза – Москве впервые была проведена Декада искусства и литературы Бурят-Монгольской АССР. На выставке в Государственном музее Восточных культур было представлено около 700 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Во вступительной статье к каталогу выставки «Изобразительное искусство Бурят-Монгольской АССР» Р.Мэрдыгеев писал об исторических корнях бурятского искусства, а также о необходимости создания в Улан-Удэ музея, где могли бы храниться и демонстрироваться произведения художников Бурят-Монголии. Большой успех выставки поставил остро вопрос об открытии художественного музея, который должен был стать хранилищем произведений, закупленных с выставки. А, в широком смысле, центром изобразительного искусства Бурятии, сочетающего реалистическое видение мира с глубокими национальными традициями. Неустанная работа первых бурятских художников: Ц.Сампилова, А.Окладникова, Р.Мэрдыгеева, Г.Павлова по организации художественного музея выражалась в письмах-обоснованиях правительству республики, в выступлениях на различных совещаниях и конференциях. На некоторое время подготовительная работа была прервана началом Великой Отечественной войны в 1941 году. «Все для фронта, все для победы» – стало не только лозунгом военного времени, но и нормой жизни каждого человека. Еще продолжались кровопролитные бои за освобождение западных рубежей Советского государства, но, благодаря настойчивости Союза художников Бурятии, в Москве был издан Приказ об организации художественного музея в Улан-Удэ. Через месяц вышло Постановление Совета народных комиссаров БМАССР, об организации Бурят-Монгольского государственного художественного музея. С этого момента днем основания художественного музея в столице Республики Бурятия считается 3 марта 1944 года, и его первым директором был назначен художник Р.Мэрдыгеев. Первое здание под музей было выделено на ул. Ленина, 13, где началась кропотливая подготовительная работа. Были заложены основы структуризации фондов по видам изобразительных искусств по примеру ведущих художественных музеев страны (Русский музей был куратором музея), формировалась документация по учету поступлений музейных ценностей. Первые предметы (Ц.Сампилов «Любопытные быки» 1935, «Арканщик» 1934, Р.Мэрдыгеев «Старая юрта» 1930-е гг., А.Тимин « Портрет артиста Г.Цыденжапова в роли Отелло» 1940 и др.), поступившие в 1944 году, составили основу музейной коллекции и являются золотым фондом бурятского изобразительного искусства. В 1946 году по приказу Управления по делам искусств СНК БМАССР поступила большая коллекция произведений бурятских художников. В приказе было указано: «Все произведения — картины, портреты, пейзажи, приобретенные Управлением по делам Искусств от художников, включая и произведения, выполненные художникам по контрактационным договорам с Управлением за период с 1-го января 1936 года, (т.е. с начала образования Управления по делам Искусств при СНК БМАССР) по 1-е января 1946 год, передать безвозмездно Государственному Художественному музею БМАССР». Характеризуя искусство первых десятилетий И.Соктоева отмечает, что «особенностью становления бурятского изобразительного искусства в ранний период является наличие в нем как бы двух течений, которые тесно между собой переплетаются, но в то же время ясно различимы. С одной стороны, вполне осознанная консервация старого, уходящего быта с целью его «увековечивания» на полотне, с другой — стихия непосредственного выражения новых жизненных процессов». Самобытность и национальность первых поступлений (в основном, живописные полотна) – яркая страница изобразительного искусства Бурятии. Первые сотрудники музея осваивали методы и навыки музейной работы, готовили первую музейную экспозицию бурятских художников, официальное открытие которой состоялось в ноябре 1946 года. С этого времени художественный музей работает для всех своих посетителей, неся частицу доброго, вечного в души людей и подрастающего поколения.
Знаменательный этап в истории формирования коллекции музея выпал на 1947 и 1949 годы, когда в музей в дар поступили картины, графические
работы, скульптура русских художников XVIII — начала ХХ веков. Концептуальная идея молодого советского искусства наследовала традиции великого русского реалистического искусства, а, именно, второй половины XIX века, и художественный музей Бурятии, в числе немногих других провинциальных музеев, получил великолепную, качественную коллекцию произведений русских художников. Полпредом музея в передачи коллекций из Ленинградского Русского музея (Санкт-Петербург) и Государственной Закупочной комиссии (Москва) выступил замечательный бурятский художник А.Окладников, который в конце 1949-1950-х годах стал директором музея. Сегодня, в связи с современными веяниями в искусстве, которые требуют определенного уровня подготовки, и отдаленностью региона от центра, молодое поколение имеет возможность изучать подлинные классические образцы, видеть манеру и стиль великого художника, развивать эстетический и художественный вкус. Союз художников Бурятии всегда принимал активное участие в деятельности музея, совместные выставки разного уровня, комплектование фондов значительными произведениями бурятских художников и народных мастеров, объединенные проекты и мероприятия. В разные годы существования музея на короткое время директорами назначались известные бурятские художники и партийные руководители: Т.Рудь, Г.Москалев (Герой Советского Союза), К.Дульбеев, И.Стариков, Л.Гергесов, П.Сохан, П.Криштаб.
Один из длительных этапов истории музея связан с именем художника, тонкого ценителя и собирателя народного бурятского творчества Ф.Балдаева, который был сотрудником, затем и директором музея. Благодаря его стараниям и энтузиазму в 1959 году в музее было самое большое поступление разнообразных серебряных изделий XIX века, что придало разрозненным предметам характер коллекционной оформленности и позволило выделить Серебряный фонд. В 1959 году состоялась II декада бурятского искусства в Москве. И снова успех! Изобразительное искусство Бурятии известно всей России, завоевало заслуженный авторитет в многонациональном советском искусстве. Большинство произведений (А.Тимин «У истоков дружбы», А.Окладников «Байкальские будни», Д-Н.Д.Дугаров «Проводы невесты», М.Воробьев «Весна в Селенгинске» и др.) были закуплены с выставки и переданы на постоянное хранение в художественный музей. Как главный хранитель с 1954 года, С.Баданова принимала эти произведения в постоянное пользование. Работа хранителя требует специальных навыков, знаний и опыта работы. Это явно проявилось, когда ею были систематизированы оставшиеся с предыдущих лет в наличии документы по годам и положено начало формированию архива музея. С 1963 по 2001 год главным хранителем, почти 40 лет, была К.Шулунова. Она отлично знала каждый предмет фонда, продолжила формирование архива, при ней общее количество фондов музея увеличился в 2 раза (от 3000 единиц хранения до 6000).
В 1966 году Республиканскому художественному музею было присвоено имя Ц.Сампилова (1893-1953), основоположника профессионального бурятского искусства, именно в творчестве Ц.С.Сампилова ярко проявились на профессиональном уровне народные и национальные черты, позволившие считать его первым бурятским художником. Произведения Ц.Сампилова в музее представлены во всей полноте, всегда вызывают искренний интерес у зрителя, и зримо представляют духовную сущность нации.
Музей развивался, пополнялись фонды, пришли молодые научные сотрудники: Э.Б.Шухоева, Л.М.Вишнякова, Ю.Г.Худугуева, О.В.Чичеватова, С.Ф.Очирова, которые связали свою трудовую деятельность с музеем. В 1973 году художественный музей переехал в новое здание по ул. Куйбышева, 29. Здание строилось по проекту архитектора В.Кулеша и художника А.Казанского, как выставочный зал Союза художников Бурятии с небольшими фондовыми помещениями для временного хранения предметов. И, прежде, чем заехал в это здание музей, в 1972 году открылась грандиозная выставка достижений народного хозяйства Бурятии. Первоначально было принято решение временно поместить музей в выставочном зале, который занимал первый этаж жилого дома, что являлось недопустимым нарушением действующей Инструкции по учету и хранению музейных ценностей. А в ближайшем будущем заложить основание нового музея. В 1974 году впервые директором был назначен не художник, а искусствовед С.Мунгалова, которую ценили и уважали художники, но в 1981 году ее жизнь трагически оборвалась. Со временем вопрос о строительстве здания художественного музея с оборудованными фондами был забыт. При долголетнем руководстве (с 1982 по 2007 годы) директора Р.Цыденовой под ежегодно пополняющиеся фонды музея стали перестраиваться экспозиционные залы. Были выделены дополнительные помещения для хранения музейных предметов по видам искусства, согласно требованию Инструкции. В 2001 году главным хранителем была назначена Т.Алексеева, искусствовед. Началась работа по научной обработке музейных предметов, оцифровке, формированию электронной базы данных. Одним из основных видов деятельности музея является хранение музейного фонда, а также и его публичное представление.
В настоящее время в художественном музее имени Ц.С.Сампилова общее количество фонда составляет более 9000 музейных предметов. Он обладает уникальной и полной коллекцией произведений бурятских художников. В разные годы с 1950 по 1990 из Дирекции художественных выставок при Министерстве культуры РСФСР, из Художественного фонда СССР и РСФСР поступали произведения художников разных советских республик (ныне государства СНГ). За время существования музея в фондах живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства сформировались коллекции: русского искусства XVIII-начала ХХ века, советского и бурятского искусства ХХ-XXI веков. Коллекция русского искусства представлена великими именами русских художников В.Боровиковского, В.Тропинина, И.Айвазовского, А.Боголюбова, И.Шишкина, И.Левитана, В.Маковского, А.Куинджи, К.Коровина, Н.Рериха. Произведения известных советских мастеров А.Корина, Н.Ромадина, А.Рылова, В.Бялыницкого-Бируля, В.Мухиной, М.Манизера, Н.Андронова, А.Пластова ценны своим качеством и историчностью. Большую часть коллекции составляют картины, графические листы, скульптуры, декоративные композиции бурятских художников разных поколений. Первые бурятские художники стояли у истоков зарождения светского искусства: Ц.Сампилов, Р.Мэрдыгеев, Г.Павлов, М.Шестакова, Е.Неволина, Ф.Балдаев. Поколение Д-Н.Дугарова, А.Казанского, А.Сахаровской, Г.Москалева, А.Даржаева, Г.Васильева, С.Ринчинова внесли свой колорит и задор обновления в искусство Бурятии. Современные художники Ч.Шенхоров, Б.Тайсаев, А.Цыбикова, Б.Доржиев, З.Дугаров, Ж.Раднаев, Д.Намдаков, продолжая традиции старшего поколения, пытаются отразить новую эстетику современного мира. Особое место занимает Серебряный фонд, где хранятся уникальные произведения бурятских ювелиров XIX века и современных мастеров. На современном этапе научная концепция комплектования фондов определяется целью — пополнить музейные коллекции предметами недостающими в общей картине представления о развитии изобразительного искусства России и Бурятии. Поскольку с 1990-х гг. закуп предметов не финансируется государством, и в республике нет традиции меценатства, то, в основном, музей принимает и пополняет фонд дареными произведениями. Задача комплектования фонда музея состоит в том, чтобы пополнить коллекцию предметами, раскрывающие все грани творческого процесса, характерные определенному этапу развития изобразительного искусства в историческом контексте.
За 70 лет своей истории художественный музей имени Ц.С.Сампилова, действительно, стал центром духовной культуры народов, населяющих республику. В богатейших фондах музея отражены все этапы становления и развития изобразительного искусства Бурятии. Музей участвовал во всех крупных выставочных проектах, показывая достижения в развитии национального искусства в стране и за рубежом. Масштабные выставки в 60-80-е гг. в Москве, Ленинграде, в столицах союзных республиках Алма-Ата, Баку, Ереван, а также в Индии, Франции, Японии. Изобразительное искусство Бурятии хорошо знали и ценили художники, искусствоведы, любители искусства за своеобразный художественный стиль. На протяжении тысячелетней истории творческим гением народа было создано изобразительное искусство, где органично сочетаются древние традиции с постоянно обновляющимися и обогащающимися формами. К сожалению, последние десятилетия фрагментарная постоянная экспозиция периодически демонтируется и вырастает поколение, которое не знает художников, снискавших славу бурятскому искусству. Республиканский художественный музей имени Ц.С.Сампилова сотрудничал со знаменитыми музеями страны как Государственный Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея (Москва). Выставки произведений из этих музеев становились выдающимися событиями культурной жизни республики. Публичное представление музейных фондов – это не только выставки. Это большая научно-исследовательская работа, издание монографий, альбомов, каталогов, статей, проведение различных мероприятий, пропагандирующих изобразительное искусство.
В 2007 году пост директора заняла кандидат искусствоведения Т.А.Бороноева, которая в 2011 году стала руководить Национальным музеем Республики Бурятия, в состав которого в настоящее время входит Республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова.

Т.Е.Алексеева, зав. сектором хранения «Изобразительное искусство»
Национального музея Республики Бурятия