В МУЗЕЙ ПО ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ АФИША
Опрос от Национального Музея →
Ваше мнение очень важно для нас!

Атлас тибетской медицины из фондов Национального музея Республики Бурятия в Хабаровске

Атлас тибетской медицины из фондов Национального музея Республики Бурятия в Хабаровске

С 12 августа 2022 г. в Хабаровском краевом музее имени Н.И. Гродекова (г. Хабаровск) открывается передвижная выставка уникального памятника «Атлас тибетской медицины. Древние секреты долголетия» (копии) из фондов Национального музея Республики Бурятия. Атлас тибетской медицины, хранящийся в фондах Национального музея Республики Бурятия, является единственной полной копией тибетского подлинника XVII в. Значение Атласа тибетской медицины, созданного в Тибете в XVII веке, для современной цивилизации трудно переоценить. Он наглядно иллюстрирует тысячелетие традиций врачевания, сложившийся на основе синтеза знаний Востока и эллинистической медицины. Атлас позволяет всем проникнуться духом и философией восточной медицины, указывая современному человеку путь, ведущий к здоровью и долголетию.

На выставке будут представлены 40 высокоточных страховых копий листов Атласа, выполненные в 2020 г. при поддержке Министерства культуры Республики Бурятия. В 40 картинах - иллюстрациях содержатся рисунки, раскрывающие содержание предмета тибетской медицины — теорию, основы клинической медицины, методы лечения, сведения об этике врача, подготовке врачебных кадров и т.д. 

 

Сроки работы выставки12 августа по 2 октября 2022 г.

Адрес: г.Хабаровск, ул.Шевченко,11.

 

Справка

 

АТЛАС ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ. Древние секреты долголетия

Уникальный свод из 76 картин «Атласа тибетской медицины» - редчайший памятник культуры, искусства и науки народов Центральной и Восточной Азии. Автором является крупнейший ученый и политический деятель Тибета регент Далай ламы V Сангье Гьяцо (1653-1705). Листы Атласа писались одновременно с крупным медицинский трактатом «Вайдурья-онбо» и датируются 1687-1688 гг. Оба произведения включают 156 глав и более десяти тысяч рисунков - иллюстраций.

Листы Атласа исполнены в традиционной буддийской технике «тхангка», на грунтованном льняном полотне минеральными красками. Все объединены единым размером и форматом, общим композиционным решением, техникой и манерой исполнения. Содержание Атласа включает следующие части:

1. Картины 1 - 4 отражают содержание 6 глав первой части трактата и «Вайдурья-онбо», где дается краткое описание наиболее существенных признаков предмета медицины и называются «Тантрой основ».

2. Картины 5 - 37 называются «Тантрой объяснений», отражают 31 главу, где изложены основные дисциплины и разделы предмета теоретической медицины.

3. Картины 38 – 53 - «Тантра наставлений», отражают содержание 92 глав, где изложены основы предмета тибетской клинической медицины (места иглоукалывания, инфекционные заболевания, дерматология, педиатрия, гинекология и т.д.).

4. Картины 56 - 76 отражают содержание 24 глав, называемые «Заключительной тантрой». Здесь рассматриваются прогностика и диагностика по пульсу, диагностические исследования мочи, лекарственные формы, медикаментозные и физические методы лечения: иглоукалывание и кровопускание, прижигание, а также нервно-психические болезни и др. В этой Тантре рассказывается о целях и задачах медицины, облике врача и подготовке врачебных кадров.

В конце XIX - начале ХХ вв. бурятскими ламами при содействии учителя XIII Далай-ламы Цаннит Хамбо Ламы Агвана Доржиева была подготовлена копия с подлинника XVII в., вывезенная буддийским монахом Ширабом Сунуевым из тибетского медицинского монастыря Сэртог-мэмба в Россию, в Цугольский дацан. В этом дацане уже в 1869 г. был открыт первый медицинский факультет. С этого времени тибетская медицина становится известной в широких кругах Санкт-Петербурга, где большой популярностью пользовались методы лечения и аптека братьев А.А. и П.А. Бадмаевых.

В 1926 г. Атлас был передан в Ацагатский дацан Бурятии, где была создана медицинская школа при содействии Цаннит Хамбо Агвана Доржиева (1853-1938) и XI Пандито Хамбо Ламы Чойзон-Доржи Иролтуева (1843-1918). Ацагатская медицинская школа стала первой попыткой объединить современную европейскую медицину с восточной. Школа принимала на обучение эмчи-лам - лекарей из других регионов России: Калмыкии, Тывы.

Эмчи-ламы, изучая теорию тибетской медицины, сумели адаптировать ее к местным условиям, практически осмысливая, находя заменители лекарственных трав в местной флоре. Известны жоры-рецептурники Пандито Хамбо Лам Ч.-Д. Иролтуева и Д.-Д. Этигэлова, комментаторское руководство по практическому применению тибетской медицины Д.-Н. Ендонова, а также Большой Агинский жор. Оригинальные труды бурятских лам, запечатлевших свой опыт врачевания, внесли значительный вклад в дело изучения и практической адаптации тибетской медицины в этнической Бурятии. Можно утверждать, что была создана бурятская ветвь единого «древа» восточной медицины.

В 1936 г. в процессе гонения на духовенство и разрушения религиозных храмов под руководством научного сотрудника Ж.Ж. Жабона (1899-1971) Атлас был перевезен в Антирелигиозный музей, ныне Национальный музей Республики Бурятия.

В настоящее время «Атлас тибетской медицины» является одной из святынь буддизма России и уникальным наследием медицины Востока.