Арт-вторник: Гобелен Бурятии

17 Октября 2023

Арт-вторник: Гобелен Бурятии

Рубрика Арт-Вторник
0
Арт-вторник: Гобелен Бурятии

В современном российском обществе продолжает расти интерес к истории края, природе, фольклору, открыты для восприятия ценности духовного религиозно-философского наследия, неиссякаемым источником для творчества всегда были народные традиции. Близость декоративно-прикладного искусства с народными традициями практически всегда создавала ощущение простоты и надежности. За последние десятилетия в российском художественном пространстве возрос масштаб научных изданий и выставочных проектов, в которых центральное место отведено коллективным и авторским произведениям в области декоративно-прикладного искусства.

 

Гобелен в Бурятии зарождается в 1970-х гг. в условиях советской школы гобелена, переживающей расцвет в 1960-80-х гг. В Бурятской АССР одним из первых профессиональных художников в области текстиля стал С.Р. Ринчинов. Практически сразу гобелен в Бурятии обрел региональные черты, связанные, во-первых, с ткачеством из пряжи конских волос, во-вторых, обращением мастеров к сюжетным и декоративным композициям на национальную тематику. Ручная техника ткачества роднит гобелены с народными традициями бурят – обработкой и плетением из конского волоса бытовых предметов, а также небольших ковров таар (бур.), которые имели как утилитарное, так и эстетическое значение. Опыт обработки конского волоса у бурят-старожил переняли первые авторы гобеленов: Т.Н. Тимина, С.П. Ринчинова, Н.И. Дульбинова, Е.Д Тыпхеева, Н.Д. Эрдынеева.

 

Переломным моментом в освоении работы с конским волосом стало создание гобелена-занавеса Бурятского драматического театра им. Х. Намсараева в 1980-1982 гг. под руководством С.П. Ринчиновой. Необходимо сказать о роли Д-Н.Д. Дугарова и его единомышленников в продвижении традиционных видов бурятского искусства, в том числе масштабное строительство и художественное оформление БГАТД им. Х. Намсараева.

 

Значительный вклад в развитие искусства гобелена в Бурятии внесла художник Алла Цыбикова – автор эскизов «Игра на флейте», «Белый старец», «Богатый край» и др. Ее понимание художественных задач и специфики ткачества из конского волоса позволили раскрыть уникальные качества гобелена и его значимость как национального произведения искусства.

 

В разные годы участниками работы над гобеленом-занавесом: Т.Ц. Дашиевой, Б.Д. Дамбиевой, Р.С.Доржиевой были сотканы монументально-декоративные гобелены по эскизам А.О. Цыбиковой  для интерьеров Домов культуры, библиотек, образовательных учреждений г. Улан-Удэ и районов республики. В последующем, каждая из гобеленщиц выработала свой авторский почерк, обладая собственным видением и индивидуальной манерой ткачества.

 

Мы можем увидеть монументальные и торжественные гобелены Светланы Ринчиновой; с искренней простотой переданы горы Закамны, фигуры людей, сарлыков, лошадей в работах Татьяны Дашиевой; удивительно тонко, словно кистью выписаны детали в гобеленах Баярмы Дамбиевой, передающие богатство полутонов и упругих линий; поэзией и лирикой наполнены гобелены Риммы Доржиевой.

 

В середине 1990-х гг. начинают работать: Татьяна Бадуева и Софья Ли (мастерская Т.Ц. Дашиевой), Алима Цырендоржиева (мастерская А.О. Цыбиковой и Б.Д. Дамбиевой) и др. Классическим видом гобелена из цветной шерсти занимается И.А. Асхаева (выпускница отделения ткачества ковров и гобеленов Московского художественно-промышленного училища), ее работы запоминаются изящным силуэтом фигур, певучими линиями волшебных цветов и птиц; в переливах сотканных нитей, они несут впечатление сказки.

Источник: 

Жамбаева Т.И., "Мир гобелена Бурятии": аналитический обзор / к.иск Т.И. Жамбаева. // УДК 06.064:745.522.1(571.54) DOI 10.46748/ARTEURAS.2021.01.022