Итоги работы Круглого стола «Буддийские коллекции в музеях России»

17 Октября 2023

Итоги работы Круглого стола «Буддийские коллекции в музеях России»

Круглый стол проходил в рамках первого Байкальского историко-музейного фору
0
Итоги работы Круглого стола «Буддийские коллекции в музеях России»

Итоги работы Круглого стола «Буддийские коллекции в музеях России» в рамках первого Байкальского историко-музейного форума, посвященного 100-летию со дня образования Музея истории Бурятии имени М.Н. Хангалова и 165-летию со дня рождения выдающегося этнографа М.Н. Хангалова.

12 октября в здании Национальной библиотеки Республики Бурятия при поддержке Министерства культуры Бурятии проходил Круглый стол «Буддийские коллекции в музеях России» в рамках первого Байкальского историко-музейного форума, посвященного 100-летию со дня образования Музея истории Бурятии имени М.Н. Хангалова и 165-летию со дня рождения выдающегося этнографа М.Н. Хангалова

В ходе работы Круглого стола «Буддийские коллекции в музеях России» в рамках Байкальского историко-музейного форума с докладами выступали представители Буддийской Традиционной Сангхи России, музейные и научные специалисты Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Республики Тыва и Бурятии.

Каждое выступление раскрывало интереснейшую страницу буддийского искусства. О вопросах экспонирования, концептуальных решениях выставочных проектов рассказала М.В. Кормановская на примере выставки «Мудрость Востока» в Государственном музее истории религии (СПб); вклад выдающегося исследователя Н.А. Пупышева и возможность спустя десятилетия ввести в научный оборот новые данные, был представлен в докладе Е.А. Терюковой, доцента СПбГУ (СПб).

Тема сохранения традиций буддийской школы танка в Бурятии и вопросы преемственности прозвучали в докладах А.А. Качарова - художника танка Буддийской Традиционной Сангхи России и Н-Ц.Д. Дондоковой, художника танка, члена СХ России.

Вопросы стилистики, атрибуции некоторых произведений бурятских мастеров из буддийской коллекции Государственного Эрмитажа были продемонстрированы ведущим научным сотрудником Отдела Востока Ю.И. Елихиной, д.культурологии, к.и.н.; ряд вопросов по атрибуции, технологии, экспонированию произведений региональных буддийских коллекций в обширном географическом ареале, включая Урал, Сибирь, Поволжье, прозвучал в докладе В.В. Деменовой, к. искусствоведения, доцента УрФУ  – модератора круглого стола. Также, ею была отмечена актуальность более широкого экспонирования региональных коллекций на всероссийском и международном уровне, внесены некоторые предложение в образовательном ключе.

О перспективах исследования буддийских коллекций и экспозиционных находках прозвучал доклад С.М. Ооржак на материале Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва.

Результатами научных исследований печатей, экслибрисов буддийских текстов из собраний монгольских рукописей и ксилографов ГАУК РБ ЭМНЗ поделилась С.Б. Миягашева, сотрудник ФГБУН ИМБИТ, представив доклад в соавсторстве с Ч.Д. Намжиловой, ст.науч. сотрудником музея. О сохранении региональных черт храмового убранства бурятских дацанов в условиях современности был представлен доклад д.ф.н., профессора М.Б. Дандарон и к.иск., доцента Т.И. Жамбаевой (ФГБОУ ВО ВСГИК).

В ходе дискуссии был поднят вопрос подготовки кадров в области реставрации, комплектования, экспертизы предметов буддийского культурного наследия.

Также, были рассмотрены возможности стажировок в реставрационных мастерских Государственного Эрмитажа, далее, изучения основ профессии реставратора на базе УрФУ по направлению «Экспертиза и реставрация объектов культуры» уровня магистратуры.

 

Директором Национального музея, одного из организаторов данного форума, Т.А. Бороноевой было отмечено: «Наш круглый стол продолжает вектор работы, намеченный на таком значительном событии как I Международный буддийский форум, который состоялся в Улан-Удэ в августе этого года. Практика показывает необходимость создания координационного центра, направленного на поиск новых форматов взаимодействия религиозных институтов, образовательных учреждений, музейных пространств, реализации совместных проектов».

 

Участники круглого стола единодушно пришли к мнению, что две линии в изучении буддийской культуры и искусства сегодня требуют особого внимания, линия преемственности художественных традиций буддийского искусства, введение научно-исследовательского материала в образовательные процессы и перспективы выставочной деятельности буддийских коллекций и их концептуальное осмысление и расширение географии экспонирования.