Художник Чимит-лама Доржиев передал в фонды музея фотографии ступы и проект "Зулын гэр"

30 Мая 2022

Художник Чимит-лама Доржиев передал в фонды музея фотографии ступы и проект "Зулын гэр"

0
Художник  Чимит-лама Доржиев передал в фонды музея фотографии ступы и проект

СВАЯМБХУ СУБАРГА
Ступа Саморожденного Бодхисаттвы Арьябала

Автор: Доржиев Чимит Бимбаевич, декан факультета буддийской живописи Буддийского университета "Даши Чойнхорлин" им. Д.Д. Заяева.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ:
Площадь основания ступы - 16 кв.м (4х4 м); Материал - бетон
Общая высота ступы - 7 м

Традиционная трехчастная архитектура ступы включает в себя нижнюю часть - постамент из бетона и Львиный лотосовый трон, выполненный из бронзы. Средняя и верхняя часть - бронзовое литье.
Средняя часть состоит из трех ярусов.
Первый ярус представлен скульптурами Божества Арьябала в его четырехрукой форме высотой 58 см, расположенными по четырем сторонам света - первая пара рук сложена на груди в мудре Анджали (в буддийской традиции называется жестом Авалокитешвары), внутри которых находится Чинтамани (Драгоценность, исполняющая желания). В правой руке второй пары рук Арьябала держит хрустальные чётки, в левой - белый лотос.
Первый ярус и второй ярус связывает постамент, на котором возлежит, огибая по кругу архитектурную основу тысячелепесткового лотоса, могущественное существо тонкого мира - змей, как символ йогической концентрации.

Второй ярус представлен группой скульптур высотой 90 см, располагающихся так же, как и Арьябала, на каждой из четырех сторон ступы, на одной и той же оси со скульптурами первого яруса, на символическом тысячелепестковом лотосе: на северной стороне - Будда Отошо (Будда Медицины); на восточной - Будда Амитабха; на южной - великий махасиддха Нагарджуна; на западной - Будда Шакьямуни. Лотос покоится на мандале - вселенской сфере пребывания Божеств.
Третий ярус представлен колоколом, в буддийской традиции символизирующим Пустоту, Пустотность, постигаемые в состоянии Просветления, покоящимся также на тысячелепестковом лотосе. По четырём сторонам колокола, так же по оси скульптур нижних двух ярусов, установлены символические лунные диски с изображением теперь уже образов тех же Будды Отошо, Будды Амитабхи, Нагарджуны, Будды Шакьямуни соответственно на тех же сторонах, как и на предыдущем нижнем ряде.
Верхняя часть ступы традиционно включает в себя навершие из 13 кругов разного диаметра, уменьшающихся от нижнего уровня к верхнему, символизирующих 13 этапов Пути Пробуждения. И завершают всю композиционную конструкцию "жалсан" - буддийский флаг победы над Неведением и "чинтамани" - философский камень духовного мира, исполняющий все благие желания.
Особенностью данной верхней части навершия ступы является расположенная между колоколом и 13 кругами символическая мандала с изображениями образов на каждой стороне соответственно тех же Будд и великого мистика Нагарджуны по той же соответствующей оси.