15 Декабря 2022
Мастер-класс как одна из форм экологического воспитания
В настоящее время экологическое образование можно рассматривать как новую образовательную систему, составляющую основу современного образа жизни. В ценностном и этическом отношении оно понимается как надпредметное направление образования, ориентированное на решение современных социально-экологических проблем, создающее условия для самореализации и развития личности. Согласно определению, экологическое просвещение – это распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры.
Повышение экологической культуры детей является одним из основных направлений Музея природы Бурятии. Экологическое образование направлено на формирование у детей всех возрастов и социальных групп активной жизненной позиции, направленной на изучение родного края, привитие эко-привычек. Недалеко то время, когда подрастающее поколение станет взрослым и уже на их плечи ляжет ответственность за сохранение экологического равновесия на нашей планете. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе. Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.
На сегодняшний день существует много форм экологического воспитания, от лекций и экскурсий до различных практических и творческих занятий и игр. Но на наш взгляд, одной из самых продуктивных и нетрадиционных форм является творческий мастер-класс. Так как в эпоху цифровизации ребенок лучше воспринимает информацию через наглядность. И в тоже время творчество всегда интересовало людей, оно развивает таланты и позволяет разнообразить досуг. В наших занятиях, соединяя наглядность подачи информации и творчество, мы добиваемся лучшей усвояемости полученных знаний на обзорных и тематических экскурсиях.
На базе нашего музея реализуется цикл мастер-классов. Из них наиболее востребованными среди наших посетителей стали такие как: «Лесной подарок», «Экосумка», «Волшебная глина», «Я рисую». Все они являются логическим продолжением тематических экскурсий и музейных (выездных) занятий, приуроченных к различным экологическим датам, событиям. Например, «День Байкала», «Перелетные птицы», «Символ года», «День воды», «День птиц» и др. Мастер-класс применяется в качестве «закрепления материала», он помогает углубить и закрепить полученные знания на экскурсии или музейном занятии. Особенно образовательные программы подобного плана популярны среди дошкольной и школьной аудитории. Хочется отметить, что сегодня многие музеи внедряют подобный формат посещения музея, состоящий из теоретической части (экскурсия, музейное занятие) и практической части (мастер-класс).
Кроме всего вышесказанного, подобные занятия способствуют развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Особенно мастер-классы полезны для детей младшего возраста. Задания, которые они выполняют во время мастер-класса, будь то лепка из глины, рисование кистями разных размеров, работа с мелкими предметами, работа с ножницами имеет большое влияние на развитие мелкой моторики рук детей. Что в свою очередь влияет на развитие речевой функции ребёнка. Ведь давно установлена прямая взаимосвязь между степенью развития речи ребёнка и уровнем владения мелкой моторикой рук ребёнком.
И можно с уверенностью сказать, что такой способ экопросвещения среди подрастающего поколения - посетителей музея, имеет положительный эффект, когда занятия проводятся на регулярной основе. Хорошим примером может служить многолетнее сотрудничество с детским садом №173 «Росинка», модельной PRO100БИБЛИОТЕКА (Библиотека-филиал №12) и другими организациями в сфере образования и культуры. Подобное сотрудничество всегда имеет «эффект домино», когда педагоги, посетив наши занятия хотят ввести их в своих группах и классах. Это дает стимул нашему музею для расширения тем занятий и соответственно мастер-классов.
Авторы:
сотрудники ЕНЦ
Бальжитова О.М.,
Нагаева У.Н.
+7 (3012) 21-29-09 ,21-44-88
отдел маркетинга и развития |
|