17 Августа 2024
О персональной выставке Анастасии Базаровой «Маленькая страна»
Один из выставочных проектов Национального музея Республики Бурятия, представленный этим летом 2024 года, в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова – персональная выставка молодой художницы Анастасии Базаровой «Маленькая страна» (19.07. - 18.08). Несмотря на сказочное, почти детское название, произведения отражают определенную концепцию, которая связана с видением художницы окружающего мира, где каждый наш шаг, день и ночь, то что мы создаем своими руками, своими действиями воплощается в наш микрокосмос.
Анастасия Базарова родилась в 1987 году в г. Улан-Удэ. Она с благодарностью вспоминает своего педагога в ДХШ им. Р.С. Мэрдыгеева – Федотову Марию Михайловну, которая буквально заряжала детей своей творческой энергией. После окончания школы с золотой медалью у Анастасии был большой выбор институтов для подачи документов на поступление. Но, она выбрала живопись и поступила в ТГУ (Томск), затем окончила магистратуру Томского государственного педагогического университета.
«В Томском государственном университете Олег Натанович Арутюнов, Лазарев Сергей Петрович вкладывали в нас определенный уровень российской классической школы, в тоже время направляли на то, чтобы складывалось свое художественное самосознание, когда ты понимаешь, что есть выбор реалистической манеры, в другом случае стилизации, если это необходимо. Но в любом случае, художник после окончания образования начинает искать себя, свой почерк. У меня на это ушло где-то пять лет».
С 2010-х гг. она активно участвует в молодежных выставках: «Сжечь нельзя сохранить», «Регион 70». С 2015 г. вступает в ТРО ВТОО «Союз художников России»; становится Лауреатом государственной стипендии РФ для молодых деятелей культуры; Участвует в региональных, зональных выставках: Межрегиональная художественная выставка «Река-Томь-4» (Кемерово, 2020 г.), 39-я областная художественная выставка (Томск, 2020-2021 гг.) и другие. Один из крупных проектов – «Созвучие» (Томск, 2020) проведен совместно с супругом Чингизом Базаровым, известным керамистом.
На персональной выставке были представлены 21 работа, живопись и графика. В каждом виде искусства чувствуется именно свое личное отношение, выраженное через некий психологический ракурс. Анастасия призналась, что любит работать простым карандашом, казалось бы, «привычный материал для выполнения учебных работ, но его возможности гораздо шире, в передаче оттенков, детализации и характере нанесения штриха. Люблю графику за лаконичность художественного языка, емкость и простоту, с которой можно донести идею до зрителя». Основные сюжеты связаны с городом, с тем что нас окружает: улочки, вечерний свет из окон домов, контрастное соседство высоток и маленьких двориков деревянных построек – запечатлены с легкостью, мимолетностью бегущего времени, яркие пятна одежды, силуэты людей, и деревья… Основные сюжеты связаны с городом – это часть нашей повседневности, то что нас окружает, некая авторская романтизация повседневности. Интересно обыгрываются светящиеся окна, уютные, теплые «кусочки жизни»; запечатлены виды улочек, последнего трамвая, снежных сугробов: «В четырех соснах», «Кошкин дом», «Прогулочки», триптих «Зимние переходы». Последняя, получила призовое место на конкурсе «Молодая Сибирь». Диптих «И день и ночь» (2014) создавался в сложный жизненный период. В рисунке веток прочитывается напряжение, изломанность и острые углы. Художница делится со зрителем своими размышлениями о течении времени, сменяющихся картинах природы: природа как нечто прекрасное и в тоже время величественно равнодушное к человеческому бытию. «Февраль» (2020) – здесь графические художественные средства дополнены аппликацией, эффектом сжатой кальки, с помощью которых передается состояние подтаявшего снега на крышах домов, сырого, влажного воздуха.
Интересно, что название картины «Розовый лес» (2024) было выбрано из опроса подписчиков в VK, из предложенных вариантов. Яркими пятнами выделяется цветущий багульник на фоне густой зелени сосен. Согласимся, что это название передает удивительную красоту таежных цветов и некоторую таинственную глубину густого леса. «Аршан» (2014) написана после поездки в Тункинский край, курорт Аршан. Впечатлили заснеженность деревьев, р. Кынгырга, ощущение сакрального, характерных для Бурятии священных мест – обоо. Снег в картине отражает синеву неба и яркие цвета хадаков, повязанных на деревьях. Все вместе превращается в мозаичную симфонию красок. В картине «Весна» (2024) переданы «мои прекрасные радостные чувства, которые я испытываю к родине» – говорит Анастасия. Образ девушки (на картине племянница Анастасии) – это аллегория Весны, прекрасного времени года и родины Анастасии – земли Прибайкалья. Поэтому здесь яркие, теплые цвета: степь, покрытая зеленой травой и цветами, чистое голубое небо. На голове девушки венок – головной убор булагаток, а традиционное платье обыграно таким образом, словно соткано из окружающего пейзажа: зелени, плывущих облаков, хвойных веток. Из ее рук выпорхнули птицы, это ласточка и жаворонок – вестники весны. «В работу «Невеста» (2013) «я вложила чувства прекрасного, писала картину в предчувствии радостных перемен в моей жизни. И в какой-то мере она оказалась пророческой. Видимо настроение картины передается зрителю, потому что я вижу хорошую ответную реакцию». Действительно, «Невеста» радует зрителя величественностью и в то же время мягкостью, женственностью образа. Картина овеяна теплым колоритом зеленовато-коричневых оттенков. Мастерски выписаны традиционные украшения, элементы традиционного костюма на фоне мощной кроны дерева. Образ получился живым, с чертами автопортрета и, в тоже время глубоким, уводящим в этнические традиции истории бурят. Три живописные работы «Внутреннее пространство» (2012) «Жар-птица» (2013), «Благовест» (2013), композиционным построением подводят зрителя к размышлению о личности человека и его проекцией на окружающий мир.
Сейчас Анастасия открывает для себя огромный диапазон художественных средств и приемов компьютерной графики. Работает над проектом в области книжной иллюстрации «Сказки бабушки Будунэ». «Проект связан с созданием иллюстраций к бурятским сказкам. Задача состоит в том, чтобы раскрыть для маленьких читателей традиционную культуру в эмоциональных и естественных образах, в чем-то перекликающихся с нашей повседневностью. Я могу вспомнить какое впечатление на меня производили мультипликация, советская детская книжная графика, например, работы Владимира Сутеева. Я чувствую огромное желание работать в этой области – детской книжной иллюстрации, потому что роль иллюстрации в восприятии книг особенно у детей велика, можно сказать что это впечатления на всю жизнь». Огромным источником для вдохновения являются трое собственных детей Анастасии Базаровой.
В заключении нам бы хотелось пожелать Анастасии творческих успехов, поисков и развития. Музей благодарит Анастасию за сотрудничество и всегда рад поддержать выставочные проекты нашей талантливой молодежи.
+7 (3012) 21-29-09 ,21-44-88
отдел маркетинга и развития |
|