В МУЗЕЙ ПО ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ АФИША
Опрос от Национального Музея →
Ваше мнение очень важно для нас!

Макет трактора ДТ-54 передали в фонды Музея истории Бурятии

Макет трактора ДТ-54 передали в фонды Музея истории Бурятии

В канун юбилея республики фонды Музея истории Бурятии пополнились макетом трактора ДТ-54. 

На выставке "Достояние республики" состоялась передача модели трактор. Семья Болсобоевых во главе с дедом Анатолией Болсобоевым пришли в музей, чтобы передать в фонды семейную реликвию. 

Мысль о передаче модели в фонды появилась после посещения семьей этой выставки. 

Евгений Болсобоева, сын мастера, художник, председатель Союза художников Бурятии отметил, что на семейном совете было принято решение передать макет в фонды музея. 

Директор музея Татьяна Бороноева поблагодарила семью Болсобоевых за дар, отметив, что благодаря вам, наши фонды пополняются интересными экспонатами.

Эта модель теперь будет представлена на выставке "Достояние республики", которая реализована при поддержке министерства культуры Республики Бурятия. 

ДТ-54 — массовый советский гусеничный сельскохозяйственный дизельный трактор общего назначения. Тридцать лет с конвейеров трех крупных тракторостроительных заводов, Сталинградского, Харьковского и Алтайского, сходил мощный гусеничный трактор общего назначения ДТ-54.

Трактор выпускался с 1949 по 1963 год Сталинградским тракторным заводом, с 1949 по 1961 — Харьковским тракторным заводом, с 1952 по 1979 год — Алтайским тракторным заводом. Всего построено 957900 единиц. Его использовали на культивации, пахоте, уборке и посеве сельскохозяйственных культур, для землеройных и планировочных работ. По всем техническим характеристикам ДТ-54 превосходил своих предшественников. Его проходимость, тяговые качества, долговечность, стоимость и другие характеристики как нельзя лучше отвечали требованиям сельскохозяйственного производства 1950-1970-х годов. О популярности этой модели говорят памятники ДТ-54 в разных уголках страны.

Трактор закупали 36 стран мира. В Китае тракторная летопись страны стартовала именно с этого трактора, ставшего первой массовой машиной. Китайцы, получив необходимую документацию на трактор, даже перегнали СССР, выпустив свыше миллиона единиц. Во Вьетнаме ДТ-54 эксплуатировался до 1980-х годов, он изображён на купюре достоинством 5 донгов образца 1958 года. В 2021 году Почтой России была выпущена марка, посвященная трактору.

 Одним из авторов создания модели является Болсобоев Анатолий Сотихонович, 1952 г.р. который рассказал об истории создания модели.

   …Модель трактора ДТ 54 спроектирована и изготовлена в мастерской трудового обучения Курумканской школы-интерната в 1964-1965 годах под руководством учителя труда Болсобоева Сергея Сотихоновича (1924г.р.), группой учащихся: Болсобоевым Анатолием Сотихоновичем, Елбоевым Гармажапом и Доржиевым Цыдыбжапом Заятуевичем. У дяди было бурятское имя – Сангарал. В основном трактором я занимался. Я учился в 5-6 классах, Елбоев и Доржиев были старше на 2 года. Почему была взята идея изготовить трактор, дело в том, что мой дядя Сангарал во время войны работал на военном танковом заводе в Чите и видел, как отливались траки – звенья гусеничной цепи. Трактор Д-54 был самый ходовой, популярный в послевоенные годы, это был крепкий трактор, мы в школе всегда работали на посевной и видели, как этот трактор таскал за собой сеялки, плуг, работал в сельском хозяйстве.

Я с детства любил находиться в мастерской. Дядя давал мне ключи, и после занятий я работал в мастерской. Постоянно туда ходил как на работу, кроме меня там тоже были ребята постарше. Все работали в мастерской до позднего вечера. Среди них были Гармажаб Елбоев и Цыдыбжап Доржиев. Цыдыбжаб с детства любил биологию, делал кормушки для птиц, любил мастерить скворечники. Школа-интернат получала заказы от колхозов и совхозов на изготовление разных инструментов, утвари, например, носилки, скамейки, лопаты для снега, штакетники. Это все изготовляли школьники. Во время каникул оставляли умелых  ребят, формировались что-то вроде стройбригад, и нам оплачивали за работу.

Мастерская была небольшой, была печка – буржуйка. Дядя помогал в изготовлении формы для траков. Мы плавили траки из дюралюминия, все детали ходовой части изготовлены специально и отлиты. Мы работали под руководством дяди. Трактор ездил, вперед и назад, поворачивал влево и вправо, электродвигатель был от швейной машины и мог менять обороты при нажатии педали. Был подъемный механизм от часов, поднимающий отвал (щит) бульдозера, щит поднимался и опускался. У трактора были фары, в фару вставлялась электролампа и фары светились.

В то время часто устраивались конкурсы, сначала районные, затем республиканские. Дядя Сергей Сотихонович даже побеждал на республиканских конкурсах и ездил от Республики в Москву на ВДНХ, это было в начале 60-х годов, он тогда работал в Дыренской школе, он ездил со школьниками.

Наша школа-интернат всегда занимала призовые места и побеждала в конкурсах, и нам давали путевки в город Улан-Удэ. Летом 1966 года мы ездили на 300–летие г. Улан-Удэ, от каждого класса отбирали по 2 ученика. У дяди была хорошая база, он создал хорошую мастерскую, оборудовал станками по обработке дерева, металла, было много разных инструментов, были отдельные рабочие места для учеников. Не каждая школа имела такую оборудованную мастерскую. Мы делали трактор два года, не спеша, тщательно готовили детали. В школе-интернате была хорошо поставлена воспитательная работа, были разные кружки по интересам: духовой оркестр, струнные инструменты, вокальный. Мое увлечение было трудовое обучение. Мы часто делали деревянные лопаты для ферм, доярки заказывали. Сергей Сотихонович был фронтовиком, служил на восточном фронте, пришел с войны поздно, в 50-е годы, работал на танковом заводе. Мой дед был штатным охотником - промысловиком, и умелым плотником, ремонтировал колхозные инструменты, делал сани, его односельчане уважали. Его дети, мои дяди были все мастеровыми – дарханами, дядя Даши был кузнецом, работал в Могойто на машинно-тракторной станции, дядя Хубисхал был токарь-сварщик. Дядя Сангарал тоже был мастером на все руки, сделал сам автомобиль из мотоцикла ИЖ, кузов машины был деревянным, части машины делал из целлюлоида от старых рентгеновских фотопластин, растворял их в ацетоне и затем клеил детали. Дядя Сергей Сотихонович был очень известным в районе человеком, так как много лет работал в школе-интернате и выпустил много поколений учеников, конечно, его все знали".