В МУЗЕЙ ПО ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ АФИША
Опрос от Национального Музея →
Ваше мнение очень важно для нас!

О картине Лубсана Доржиева «Взбивание масла»

О картине Лубсана Доржиева «Взбивание масла»

Лубсан Доржиевич Доржиев(1918-2011) –  Народный художник Бурятской АССР уроженец Селенгинского района Республики Бурятия. В годы Великой Отечественной войны служил авиатехником в составе 219 дальнебомбардировочного авиационного полка на Западном фронте. После войны уехал работать переводчиком при Министерстве внутренних дел Монголии, а затем – в Самарканд.

-Доржиев
Живя в Узбекистане, он восхищался богатством и разнообразием мусульманского орнамента в архитектурном декоре и декоративно-прикладном искусстве. Именно тогда у художника возникло желание собрать орнаментальное наследие бурят. Вернувшись на родину в 1963 г., Доржиев начал многолетнюю кропотливую работу по сбору и фиксации орнаментальных композиций – это были копии со старинных вещей, росписи интерьеров дацанов, изделий из серебра и традиционной мебели. [1, стр. 5]

С начала 70-х годов и на многие годы он был единственным светским художником, возрождающим традиции старобурятской живописи «буряад зураг». Также писал танка с изображением божеств ламаистского пантеона.

Творческий почерк Лубсана Доржиева не вписывался в канву установленных идеологических рамок советского искусства. Партийных руководителей всегда пугало откровенное буддийское содержание многих работ художника, поэтому на его произведения на долгие годы было наложено своеобразное табу. В связи, с чем известность к художнику пришла не сразу. [2]

Картины Лубсана Доржиева отображают жизнь и быт бурятского народа, с его сказочными персонажами из народной мифологии. Им выполнены невероятно сложные по замыслу и воплощению картины, буддийские танка, самобытные скульптуры и предметы быта. Художником собрана и творчески обработана уникальная коллекция бурятских орнаментов, чему он посвятил десятилетия.

Произведение «Сбивание масла» (1983) относится к числу лучших работ Лубсана Доржиева. Художник изобразил сцену из традиционного бурятского быта, разворачивающуюся в юрте – переносном каркасном жилище с войлочным покрытием. Действие происходит зимой, о чем свидетельствует дощатый пол, теплые дэгэлы (бурятский национальный костюм) и гуталы (сапоги) и стелющиеся по земле клубы холодного воздуха.

Внутреннее пространство юрты организовано рационально, четко разделено на функциональные зоны, а расположение предметов предопределено. Самое почитаемое место – домашний алтарь (гунгарба). Лубсан Доржиев изобразил на домашнем алтаре три буддийские иконы, одиноко горящую зула (лампадку) и восемь суксэ (ритуальные бронзовые чашечки для благовоний). На верхней крышке гунгарбы стоит ритуальный сосуд с перьями павлина.

В центре юрты находится очаг – оберег, который защищает семью от неприятностей внешнего мира, и является связующим элементом между мудростью предков и жизненной энергией потомков, символом единения и преемственности поколений. Огонь издавна считался живым существом. Его оберегали, с ним разговаривали, ему угождали, к нему относились с большим почтением. Например, нельзя было сидеть с вытянутыми в сторону очага ногами. Эту традицию изобразил и Лубсан Доржиев, усадив мужчин в позу завилж суух (дословно – «сидеть скрестив ноги»).

Хозяин дома и гость ведут разговор, попивая чай, который по монгольской традиции подается в пиалах. Хозяйка дома занимается приготовлением пищи в большом чугунном котле, водруженном над очагом, а дочка взбивает масло в традиционной деревянной маслобойке.

Интерьер юрты дополнен деревянной мебелью, расписанной национальными узорами, которые художник кропотливо собирал, изучал и сохранял, перерисовывая их со старинных образцов мебели в разных районах Бурятии. За очагом можно увидеть сундук, с изображением двух снежных львов – небожителей из буддийской мифологии.

Работа написана в традициях старобурятской живописи «Буряад зураг», берущей стилистическое начало от тибетской танка. Характерные черты «буряад зурага» проявляются на картине в стилизованном изображении дыма над очагом и клубов холодного воздуха на полу, а также в плоскостном изображении фигур,  отсутствии светотеневой моделировки и в обведении фигур и предметов четкими контурами.

 

Список использованной литературы:

  1. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева, Авт. и сост. И. С. Балдано, пер. Н. В. Дубровской — Улан-Удэ Изд-во Нютаг, 1992 – 126 с.
  2. Матвиевский В.:Сказание о земле бурятской: Персональное выступление Лубсана Доржиева/ Владимир Матвиевский // Правда Бурятии. – 1998. – 7 ноября – С. 11.
  3. Образовательный портал для педагогов и учащихся Znanio.ru. Юрта традиционное бурятское жилище // Znanio, 09.02.2021. URL: https://znanio.ru/media/yurta-traditsionnoe-buryatskoe-zhilische-2665407 (дата обращения 8.12.2021).
  4. Спецпроект Soyol.Ru. Доржиев Лубсан. // Soyol. URL: http://soyol.ru/personas/painters-and-sculptors/121 (дата обращения 9.12.2021).

Авторы:

Гомбоева Д.А., заведующая художественным центром

Хао-Домонецкий П.В., младший научный сотрудник