ONLINE-консультант
icq: 675246741

Русское искусство конца XVIII – начала XX вв.

В экспозиции «Русское искусство конца XVIII – начала XX вв.» представлены подлинные произведения великих русских художников: И. Шишкина, В. Боровиковского, К. Айвазовского, А. Куинджи, В. Перова и других. Экспозицию открывает портрет Ермака – сибирская работа неизвестного художника начала XIX века. Портрет написан в стиле парсуны XVII века, с характерным каноном изображения. Не смотря на то, что в начале XVII. искусство начинает освобождаться от влияния церкви, все же во многих произведениях художников оно еще ощущается. В XVIII веке с воцарением на русском престоле Петра I, царя — реформатора, коренным образом меняется культурная жизнь страны. Искусство приобретает светский характер, его рамки существенно расширяются. Ведущую роль начинает играть портрет. Великие художники портретисты XVIII века отстаивали в своих картинах сущность человеческой личности, душевные качества человека, а не его место в социальной иерархии. Кроме того, именно Петром I была задумана идея создания в России высшего учебного заведения – Академии Художеств, которую он, к сожалению, не успел осуществить. И только в 1757г. Екатериной II был подписан Указ о создании «Академии трех знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры). Академия стала основным проводником в области искусства, и долгое время оказывала решающее воздействие на всю художественную жизнь страны. Художники, обучавшиеся в Академии, работали в основном в рамках исторического жанра, создавая картины на сюжеты из библейской и античной мифологий. Современная действительность признавалась недостойной внимания художника, в то время, как страна была раздираема острыми социальными противоречиями. Начиная с 40-х гг. XIX в. в Академии нарастает протест против рутины, вылившийся в 1863 г. в бунт. 9 ноября 14 художников вышли из состава Академии, […]

Читать далее...

Художники о войне

Выставочный проект включает более 60-ти работ бурятских художников из фондов Художественного музея им. Ц.С. Сампилова. Экспозиция строится по хронологическому принципу и делится на два раздела – работы, созданные во время Великой Отечественной войны и послевоенные произведения. Концептуальная идея выставки состоит в том, чтобы показать взгляды на войну ее современников и их потомков. Картины «Разрешите на фронт!» и «Фашистам нет места» (1941, Р.С. Мэрдыгеев), «Готовы на фронт!» (1942, М.Е. Шестакова), «Казнь Зои» (1942, Е.И. Неволина), «Рейд конницы в тыл врага» (1944, Ц.С. Сампилов) и другие создавались, как искренний отклик на трагические события войны. Картины выглядят сейчас немного наивными, однако они привлекают своей искренней эмоциональной реакцией. На выставке представлены работы художников-фронтовиков – Г.Е. Павлова,  и А.А. Окладникова – «По дорогам войны» и «Переход через Большой Хинган». А также произведения А.И. Тимина «Концерт в землянке» (1946), «Шурыгинская бригада» (1948). Позже – в 70-80-х годах – художники Бурятии переосмысливали события военных лет. Эти размышления о трагедиях и победах тех лет легли в основу многих работ – «Письмо с фронта» (1986, В.К. Грищенко), «Вернувшаяся посылка» (1973, М.Я. Метелкина), «В партизанском крае» (1963, К.А. Дульбеев), «Реквием» (1985, Г.К. Купцов), «День Победы» (1985, Б.Д. Доржиев). Также значительную художественную и историческую ценность представляют портреты Героев Советского Союза Г.А. Гармаева, К.В. Оцимика, Г.Н. Москалева, В.Б. Борсоева, В.Х. Хантаева, И.С. Иванова, Ж.Е. Тулаева, И.В. Балдынова, полного кавалера ордена Славы Н.Ф. Суворова, а также ветеранов Великой Отечественной войны. Каждый художник, написавший картину по военной тематике, через себя пропустил переживания драматических событий тех лет, и внес значительный вклад в изобразительное искусство Бурятии.

Читать далее...

Персональная выставка Георгия Москалева

В Национальном музее Республики Бурятия традиционными являются ежегодные выставки к 9 мая — Дню Великой Победы. С каждым годом от нас все больше отдаляются жестокие сражения и суровые испытания военной поры. Редеют ряды ветеранов, которые воевали на фронтах и ковали победу в тылу. Но память об их великом подвиге живет в наших сердцах. В Художественном музее им. Ц.С. Сампилова открыта персональная выставка Заслуженного художника РСФСР, Народного художника Бурятской АССР, фронтовика, Героя Советского Союза Георгия Николаевича Москалева.  Георгий Николаевич родился 10 сентября 1925 года в таежном селе Усть-Менза Читинской области. В 1934 году его семья переехала в Улан-Удэ. Вся жизнь и творчество народного художника Бурятии Георгия Москалева связана с республикой. Москалевы жили на берегу реки Селенга, и детство Георгия прошло на реке. Здесь он впервые начал создавать рисунки и этюды. Чтобы попасть в центр города – в школу и изостудию, ему приходилось переплывать реку на лодке или переходит ее по льду во время зимы. Он мечтал стать художником, и первые уроки живописи получил в изостудии, которой руководил А.Х. Аюшинов. Когда Георгию в 1943 году исполнилось 18 лет, он был призван в ряды Красной Армии. Его направили в военное пехотное училище на станции Дивизионной в Улан-Удэ. Через год и шесть месяцев, получив звание младшего лейтенанта, он отправился на фронт.    Защищая Родину на Днестре, Пруте и Дунае, «покорив четыре державы» в Европе – участвуя в освобождении Румынии, Болгарии, Венгрии, он закончил войну в Австрии. 20-летний Георгий Москалев тосковал по родной Селенге, по цветущему багульнику и черемухе на ее берегах, по тайге, горам […]

Читать далее...